Украине самое время провести приватизацию – Atlantic Council

Аслунд отмечает, что более тысячи украинский госкомпаний в руинах и никакой пользы государству они не приносят.

В прошлом году украинское правительство зафиксировало, что в собственности государства 1833 компании, которые работают, и еще 1700, деятельность которых давно остановлена. Эти 3,5 тысяч предприятий не приносят никакого дохода, а лишь влекут за собой бюджетные потери. Любой доход разворовывается.

В 2015 году Киев сосредоточился на том, чтобы прекратить терять государственные деньги и улучшить корпоративное управление. Теперь настало время избавиться от “устаревшего мусора”, проведя приватизацию.

Об этом в своей статье пишет эксперт Atlantic Council Андрес Аслунд. Он напоминает, что приватизационная дискуссия рассматривает также продажу нескольких крупных и дорогих предприятий, в частности речь идет о производителе минеральных удобрений “Одесский припортовый завод” и единственной государственной электроэнергетической компании “Центрэнерго”. Правительство надеется, что их продажа принесет государству большой доход. Но эксперт предостерегает, что выставлено на продажу сразу после кризиса будет дешевым.

Поэтому все мечты о быстром получении больших доходов нереалистичны. Аслунд советует украинским чиновникам думать о приватизации не как об источнике денег, а как об инструменте улучшения функционирования экономики, освобождения ее от чрезмерного вмешательства государства. Также нужно положить конец коррупции в государственных компаниях. Из соображений национальной безопасности нельзя выставлять на продажу ключевые стратегические компании. И лишь несколько действительно дорогих госпредприятий могут быть проданы, но только тогда, когда экономика нормализуется и их цена вырастет.

Аслунд напоминает, что в украинской прессе часто публикуются материалы о коррупции в государственных компаниях. Обычно государственные предприятия покупают сырье по завышенной цене у других компаний, среди который много анонимов с Кипра. А потом они продают свою продукцию другим фирмам по очень низкой цене. Таким образом все деньги госкомпании выводятся в офшор. А главными победителями в этом “грязном бизнесе” обычно оказываются важны парламентарии, так называемые “серые кардиналы”, которые не совсем законно назначают глав госкомпаний. Но никто им не препятствует, поскольку они финансируют политические партии.

Правительство создало независимый наблюдательный совет и независимый процесс избрания исполнительных директоров государственных корпораций. Аслунд обращает внимание на систему ProZorro, которая должна положить конец старым убыточным механизмам ценообразования. А парламентарии должны в электронных декларациях указывать свои активы и доходы. Кроме того, закон о государственном финансировании политических партий и избирательных кампаний призвано разорвать зависимость политиков от олигархов.

Все эти изменения, по мнению Аслунда, достойные похвалы. Но, по его мнению, большое количество компаний в государственной собственности вредят антикоррупционному и экономическому процессу. Поэтому следующим шагом должна стать приватизация. Но ее нельзя проводить так, как в начале 90-х, потому что ситуация изменилась. Ваучерная или инсайдерская приватизация более не имеет никакого смысла.

Эксперт отмечает, что в Украине много руин заводов. Много предприятий прекратили работу в начале 90-х и больше никогда не запускали производство. Сегодня же большинство фабрик устарели и ценны только как недвижимость. В большинстве европейских стран такие устаревшие производства были закрыты и снесены. В Украине удивительным образом приватизация этих руин запрещена парламентом.

Верховная Рада утвердила приватизацию 450 компаний в этом году. Это хорошо, но у Украины есть 3,5 тысяч госфирм, среди которых 1,7 тысячи – в руинах, а остальные 1,6 тысячи – работают за счет государственных субсидий. Поэтому, по мнению Аслунда, стране нужно избавиться от этого бремени как можно скорее. И вопрос вовсе не в увеличении государственного дохода, а в уменьшении потерь, очистке от активов, которыми пользуется только коррупция. В место этого нужно создать механизмы защиты прав собственности.

Успех небольших приватизационных процессов во многих пост-коммунистических странах дает пример, как нужно поступить. Например, в Польше приватизацию проводили региональные органы власти после децентрализации. Это принесло доход каждому отдельному региону. При этом, по мнению Аслунда, каждая госкомпания, которая выставляется на продажу, должна перейти в частные руки без сохранения каких-либо государственных долей. Потому что такие частицы позволяют “серым кардиналам” сохранить фактический контроль над фирмой.

Автор добавляет, что ТОП-100 государственных компаний в основном состоят из энергетических и транспортных предприятий. Они действительно ценные. Но прежде чем выставлять их на продажу, нужно улучшить их корпоративное управление, чтобы повысить цену. Они должны быть предложены иностранным потенциальным покупателям, если это возможно. Некоторые продажи должны быть проведены относительно быстро. В частности, по мнению Аслунда, Украине нужно избавиться от портов. Их продажа приведет к повышению конкуренции и сокращению стоимости их услуг.

Базовые инфраструктурные объекты, такие как трубопроводы, электромагистрали, железная дорога и т. п. должны остаться в собственности государства из соображений безопасности. Это же касается и предприятий оборонной промышленности. Хотя около 120 компаний, которые принадлежат “Укроборонпрома” должны быть оценены и реструктуризированы. Некоторые из них, в конце концов, тоже придется продать. Аслунд обращает внимание на то, что компания “Мотор Сич” одна из лучших фирм оборонпрома в Украине и она частная.

Напомним, что Кабмин в два раза сократил перечень предприятий, не подлежат приватизации. Новый перечень данных предприятий содержит 705 наименований, сообщает первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины Юлия Ковалив.

Недавно министр инфраструктуры Владимир Омельян анонсировал масштабную приватизацию в области. Преодоление коррупции, в частности, в системе грузовых железнодорожных перевозок, Емельян также назвал ключевым направлением деятельности министерства.

Источник: zn.ua

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.