Осуществление электронной коммерции в Украине

Осуществление электронной коммерции в УкраинеВ наше время стремительного развития технологий, компьютеризации и воплощения в повседневную жизнь Интернета, становится все более популярным ведение бизнеса посредством сети Интернет.

Одним из примеров такого бизнеса в Украине является он-лайн торговля товарами через Интернет магазины – специализированные сайты, где представлены товары, их изображения и описание. Тут можно ознакомиться с ассортиментом (конечно же, виртуально), сравнить особенности той или иной модели и, оформив заказ товара, ожидать его доставки. Чаще всего оплата за товар осуществляется при доставке, но большинство Интернет магазинов также активно используют функцию оплаты он-лайн. Важно отметить, что в отличие от обычных сайтов компаний, которые создаются для имиджа, рекламы самой компании, целью создания Интернет магазина является продажа товара (или услуги).

Стоит отметить, что в связи с определенной новизной Интернет бизнеса в Украине, такая деятельность на сегодняшний день является фактически нормативно неурегулированной, что препятствует развитию бизнеса в этой сфере. Так, например, государственные органы не принимают во внимание электронные договора (так называемые договора оферта), которые заключаются через Интернет (принимаются во внимание исключительно письменные договора). За подсчетами ведущих экономистов Украины, правовое решение этого вопроса обусловило бы увеличение объема рынка Интернет услуг в разы!!!

Одним из наиболее долгожданных шагов к законодательному урегулированию указанного вида деятельности является принятие 03 июня 2014 года в первом чтении Законопроекта «Об электронной коммерции».

Стоит отметить, что этот Законопроект не единственный, который Верховная Рада пытается принять. Однако, предыдущие проекты по неизвестным причинам так и не были приняты.

Поскольку в Законопроекте учтены не только все замечания, выдвинутые к предыдущим Законопроектам, но также и международный опыт и рекомендации всех представителей больших бизнес структур, которые работают в сфере электронной коммерции. Потому, у нас есть все основания считать, что с учетом незначительных поправок этот Законопроект будет наконец-то принят.

Законопроект дает определение таким понятиям, как «электронная коммерция», «электронное сообщение», «коммерческое электронное сообщение», «электронная сделка» и т.д. Так, в частности, предусмотрено, что электронной сделкой является сделка, которая осуществляется при помощи электронной формы предоставления информации и при условии отсутствия законодательных ограничений касательно ее заключения таким образом. В статье 1 Законопроекта приводится и перечень сделок, которые не могут быть заключены электронным способом. Так, в частности, к таким сделкам относятся:

  • сделки, требующие нотариального заверения или государственной регистрации (например, приобретение через Интернет недвижимости, заключив только договор в электронной форме, без нотариального заверения, то конечно же такой договор не может считаться действительным);
  • сделки, которые заключаются с целью представительства (например, договор поручения, доверенность);
  • сделки, относящиеся к сфере регулирования семейного права (например, брачные контракты, договора о содержании ребенка и др.);
  • сделки, предусматривающие операции с денежными ставками в азартных играх (в том числе лотереи, договора о пари и др.);
  • сделки, которые заключаются при участии органов государственной власти, когда такой орган реализует управленческие функции или заключение соответствующего договора осуществляется в соответствии с процедурами государственных закупок (например, договора, которые заключаются после проведения тендеров).

Одним из позитивных моментов Проекта Закона является то, что сделки не могут быть признаны действительными исключительно на том основании, что они были заключены и осуществлены при помощи электронной формы.

То есть, в том случае, если органы налоговой службы не будут принимать во внимание договора, заключенные в электронной форме, мотивируя это именно ненадлежащей формой заключения такого договора, их действия можно будет обжаловать в суде как незаконные (конечно же, при условии принятия и вступления в силу Законопроекта).

Стоит отметить также, что Законопроект определяет следующие дополнительные важные условия, которые должен содержать договор в электронной форме (дополнительно к условиям, определенным в Гражданском кодексе Украины):

  • порядок (процедуру) заключения договора;
  • возможность и порядок внесения изменений в условия договора;
  • способ и порядок принятия предложений (акцепты) второй стороной;
  • порядок обмена электронными сообщениями и документами между сторонами при выполнении ими своих обязательств по договору;
  • способ хранения и предъявления электронных документов, уведомлений и другой электронной информации, а также условия составления и получения электронных документов в печатном виде (бумажных копий электронных документов);
  • языки, предложенные для заключения договора.

Вместе с тем, Законопроект не определяет ответственность за отсутствие в договоре указанных существенных условий. Потому не совсем понятно стоит ли считать незаключенным электронный договор, согласованный обеими сторонами, но в котором, например, не указано порядок внесения изменений в условия данного договора.

Дает определение Законопроект и понятию «Интернет магазин». Так, в частности, в соответствии с проектом закона, Интернет магазином является сайт в сети Интернет, через который происходит представление товара, и/или происходит его реализация на условиях, определенных участниками электронной коммерции. Вместе с тем, из этого определения не совсем становится понятно, каким образом Интернет магазин связан с продавцом соответствующего товара.

Кроме того, позитивом можно с уверенностью назвать и то, что на потребителей, которые приобрели товар в рамках электронной торговли, будет полностью распространяться Закон Украины «О защите прав потребителей» и другие нормы, регламентирующие потребительскую политику и защищающие права потребителей.

Определяет Законопроект и порядок заключения сделки.

Так, в частности, определено, что электронная сделка в электронной коммерции заключается путем предложения и акцепта (принятия предложения) сторонами сделки. Планируется, что предложение может происходить двумя способами: с помощью электронного коммерческого предложения, которое присылается до заключения договора на сайтах в сети Интернет и в других открытых или корпоративных сетях (правда, какие именно сети имеются ввиду законодатель не уточняет).

Принятие второй стороной предложений может в свою очередь происходит как при помощи пересылки электронного уведомления стороне, которая сделала предложение, так и при помощи действий, которые свидетельствуют о принятии предложения.

При этом, Законопроектом предусмотрено, что электронное уведомление о принятии предложения может быть также в виде заполненной формы электронного формуляра. Правда, Законопроект не определяет никаких требований к возможным формулярам, которые должны присылаться в качестве ответа на предложение. Также не указана форма формуляра предложения: та, которая определена предложением или в свободной форме, которую определяет лицо, принявшее предложение.

Также не понятно, какие действия могут свидетельствовать о принятии предложения. Законопроект определяет, что такие действия должны быть «логически связаны с предложением». Но такие требования не являются достаточно конкретизированными и могут трактоваться как угодно. В соответствии с указанным Законопроектом, следует понимать, что на сайте Интернет магазинов и др. обязательно должен быть перечень таких действий, которое могут быть классифицированы как принятие предложения (то есть, например, заказ товара в порядке, определенном предложением и т.п.).

Одной из новинок Законопроекта является внедрение подписи электронного договора (в случае необходимости его подписания) посредством одноразового идентификатора (кроме электронной подписи, определенной Законом Украины «Об электронной цифровой подписи»), которая состоит в проведении следующих действий:

  1. регистрация покупателя в учетной системе продавца (поставщика);
  2. формирование продавцом (поставщиком) одноразового идентификатора (очевидно, в виде кода или своеобразного пароля) и передача его покупателю (заказчику) на средство связи, указанное при регистрации в учетной системе.

Правда, никаких требований ни к учетной системе и ее содержанию, ни до самого «одноразового идентификатора» Законопроект не определяет.

Кроме указанного выше, положительным моментом Законопроекта можно назвать и определение прав и обязанностей участников электронной торговли (как продавцов, так и покупателей). В частности, важным аспектом является обязательство продавца (например, Интернет магазина) предоставлять на своем сайте информацию о своем названии, местонахождении, код ЕГРПОУ, информацию о лицензиях.

Таким образом, исходя из изложенного выше, можно с уверенностью сказать, что указанный Законопроект призван не столько внедрить что-то новое на рынке электронной коммерции, сколько юридически урегулировать те отношения, которые уже давно на этом рынке фактически сложились.

Вместе с тем, принятый Законопроект имеет ряд существенных недочетов, которые необходимо устранить. То есть, до принятия закон, который бы урегулировал порядок осуществления электронной коммерции в Украине, пройдет еще немало времени, в течение которого так и останутся нерешенными такие вопросы, как признание налоговыми органами электронных договоров, урегулирование механизма заключения электронных сделок и др. Если процесс осуществления электронной коммерции юридически не урегулирован, то появляется риск нарушения интересов бизнеса как со стороны государства в лице, например, налоговых органов, так и со стороны партнеров. Потому, во избежание подобных случаев стоит обратиться к специалистам в области права. Такими специалистами являются сотрудники юридической компании «Коларес», которые всегда предоставят Вам консультацию по любым вопросам, а также, при необходимости, представят Ваши интересы в суде.

This entry was posted in Новости. Bookmark the permalink.

Comments are closed.