Ликвидация финансовых учреждений, ФФС и ФОН

Использование фондов финансирования строительства и фондов операций с недвижимостью является одним из наиболее распространенных финансовых механизмов, которые используются при строительстве жилья (недвижимости).

Деятельность таких фондов регламентируется Законом Украины «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью». Стоит отметить, что фонд финансирования строительства и фонд операций с недвижимостью не являются самостоятельными юридическими лицами, а их управление осуществляется специализированным финансовым учреждением.

В условиях кризиса все более актуальным становится вопрос о ликвидации ФФС (фондов финансирования строительства) или ФОН (фондов операций с недвижимостью).

Ликвидация ФФС наступает в случае принятия финансовой компанией, которая осуществляет управление ФФС, соответствующего решения о ликвидации ФФС. Решение о ликвидации фонда финансирования строительства может быть принято только в случае выполнения управителем ФФС всех обязательств перед доверителями, то есть, в случае достижения цели создания фонда.

Что касается ликвидации ФОН, то он, как и ФФС также прекращает свою деятельность после выполнения своих обязательств перед собственниками сертификатов после окончания срока, на который он был создан. Кроме того, законодательство определяет возможность ликвидации ФОН по решению суда в случае нарушения управителем действующего законодательства. Также, законодательство определяет, что в случае ликвидации фонда операций с недвижимостью, имущество, приобретенное за счет ФОН, должно быть реализовано.

 

Что касается ликвидации финансового учреждения, которое осуществляет контроль над указанными фондами, то условно можно выделить несколько этапов.

  1. Исключения финансового учреждения из государственного реестра финансовых учреждений.
    Такое решение принимает исключительно Нацкомфинуслуг на основании:

    • Заявления об исключении информации о финансовом учреждении из Реестра;
    • Прекращения юридического лица, кроме преобразования;
    • Обнаружения недостоверной информации в документах, предоставленных заявителем для внесения информации в Реестр;
    • Систематическое невыполнение мер влияния, которые применяет Нацкомфинуслуг по отношения к финансовому учреждению;
    • Подтвержденный факт отсутствия финансового учреждения по официальному адресу регистрации;
  2. Принятие собственниками решения о ликвидации финансового учреждения.
    Как правило, такое решение оформляется соответствующим протоколом собрания. Кроме непосредственно решения о ликвидации финансовой компании, в нем должен быть также указан состав ликвидационной комиссии.
  3. Внесение ведомостей о начале ликвидации финансового учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
  4. Проведение проверок деятельности в социальных фондах, а также в соответствующем управлении Пенсионного фонда Украины.
  5. Проведение проверки налоговой инспекцией.
  6. Передача документов в архивные учреждения.
  7. Внесение ведомостей об окончательной ликвидации финансового учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

Comments are closed.